Как воспитаешь, то и получишь

Ребенку необходимо знать границы дозволенного, как необходимо знать, что горячий утюг опасен. И он сам как бы провоцирует взрослых на то, чтоб они эти границы ему указали. Полное отсутствие преград и ориентиров приводит к тому, что дитя становится агрессивным и неуправляемым.

Воспитание детей - искусство, как бы пафосно это ни звучало. Из-за родительских ошибок человеку впоследствии очень трудно бывает приспособиться к жизни в обществе. Психологи различают четыре стиля воспитания в семье.

Под колпаком

Авторитарный стиль предполагает жесткий контроль за каждым шагом ребенка. Вам, а не ему, конечно, лучше знать, какую надеть шапку, какую грушу взять с тарелки, что спросить и как ответить. Да что он соображает, несмышленыш, думаете вы. Но подобный диктат перекрывает ребенку возможность познавать мир, развиваться, быть индивидуальностью, умнеть и взрослеть. Горький парадокс: родители, с одной стороны, вроде бы не выпускают свое чадо из поля зрения, пристально за ним следят, а с другой - держат дистанцию, не дают ему приблизиться к себе, быть открытым и откровенно выражать свои чувства. Дети, выросшие под постоянным, неусыпным, мелочным контролем, хуже осваивают новые знания, да и просто не стремятся к ним. Ведь мама все равно все лучше знает и умеет, она всегда подскажет, что и как надо сделать или сделает за тебя. Такие дети способны только под жестким нажимом осваивать новую информацию, а стоит нажиму ослабеть, и ребенок радостно бросает подневольное дело. В будущем он так же будет искать авторитарного партнера, чтобы устроиться в его тени.

Что хочу, то и делаю

Второй стиль воспитания - разрешающий. Тут уж родители совсем не контролируют ребенка, ему дозволяется практически все, слово «нельзя» исключено из родительского лексикона. Чтобы вызвать реакцию со стороны окружающих, обратить на себя внимание, ребенку приходится идти на всё более и более резкие шалости. «А попробую-ка я пролить варенье на скатерть, может быть, мне тогда попадет? Ага, все только посмеялись. А теперь я у этой скатерти кусочек отрежу, что тогда будет?..» Ребенку необходимо знать границы дозволенного, как необходимо знать, что горячий утюг опасен. И он сам как бы провоцирует взрослых на то, чтоб они эти границы ему указали. Полное отсутствие преград и ориентиров приводит к тому, что дитя становится агрессивным и неуправляемым. В результате такие дети зацикливаются на странных, вызывающих поступках. Маленькие анархисты, не наученные смирять себя, уступать, подчиняться каким-то правилам, в том числе и правилам игры, часто отторгаются сверстниками, а став взрослыми, отталкивают от себя окружающих вопиющим эгоизмом и бестактностью.

Ноль внимания

Пренебрегающий стиль воспитания превращает ребенка в человека-невидимку. Он ощущает себя брошенным в собственной семье: не только не видит родителей, занятых своими проблемами, но не ощущает их присутствия в своей жизни. Его ожидания какой-то взрослой реакции на свои вопросы, обиды, восторги, маленькие достижения, трудности оказываются обманутыми. Лишенные внимания, поддержки и одобрения со стороны самых близких людей, дети в таких семьях вырастают замкнутыми, им сложно кому-то довериться, сложно общаться с окружающими. Уже повзрослев, они продолжают сомневаться в своих достоинствах, в своей привлекательности.

За ошибки не наказывают

При авторитетном стиле воспитания ненавязчивый, необходимый контроль со стороны родителей сочетается со свободой выбора, на которую у ребенка есть право. Дела маленького человека обсуждаются в семье, взрослые подсказывают ему, какое его решение правильное, а какое нет. Доверие к детским попыткам мыслить и самостоятельно принимать решения развивает личность. Обучаются такие дети охотно, радостно, желание знать больше у них не пропадает из-за мелких неудач и неурядиц: «Папа сказал, что самолет собирать трудно только в первый раз, а потом дело пойдет!» Человек вырастает без страха, когда он растет без упреков. Когда знает, что у него есть право и ошибиться, и исправить ошибку. Проявляя отзывчивость и участие, искренно отвечая на самые трудные детские вопросы, родители формируют личность свободную, самодостаточную и уверенную в своих силах.