Расскажи мне о зиме
Расскажи мне о зиме

По принципу игры в города можем поиграть и в «зимние» слова: холод Дед Мороз зима Антарктида. Чтобы было легче, используем не только существительные, но и прилагательные и целые словосочетания. Затем устраиваем соревнование кто придумает больше слов на букву «с» (снеговик, снег, санки); на «в» (ветер, вьюга, варежки) и т. д.

У каждого времени года есть «свои» слова. Если помочь малышу запомнить все, что связано с зимой, его словарный запас существенно расширится.

А сделать это совсем просто всего лишь обратить его внимание во время прогулки на все характерные приметы: стало холодно, идет белый снег он искрится и сверкает; вода в озерах превратилась в лед, люди надели теплую одежду, дети играют в снежки, лепят снеговиков, катаются на коньках и лыжах; одни птицы улетели, другие остались; на окнах появился иней... Досье на времена года

Для детей постарше пишем все «зимние» слова на отдельных карточках, для малышей подбираем зимние картинки из них потом можно сделать книжку-словарик. Все это богатство складываем в коробочку с надписью «Зима», а позже собираем подобное «досье» и на остальные времена года.

Распоряжаемся сокровищами так: достаем по одной карточке и пытаемся объяснить, что написано (нарисовано) на карточке. То же самое можно проделать, используя исключительно жесты.

Такая игра учит ребенка логическому мышлению, развивает фантазию, позволяет ребенку узнать новые свойства предметов и явлений.

Полезно сортировать слова: в одну кучку складываем названия предметов (существительные), в другую их качества (прилагательные), в третью действия (глаголы). В итоге ребенок без напряжения освоит азы грамматики. Затем просим ребенка достать из коробки несколько карточек и составить небольшой рассказ с использованием написанных на них слов.

Если мы уже имеем летнюю и осеннюю «коллекции», то можем высыпать все карточки, потом общими силами возвращаем их в «свои» коробочки, а ребенок аргументирует свой выбор. Такое задание развивает логику, умение обосновывать свою позицию, позволяет запомнить характерные признаки каждого времени года. Пальто всегда пальто

По принципу игры в города можем поиграть и в «зимние» слова: холод Дед Мороз зима Антарктида. Чтобы было легче, используем не только существительные, но и прилагательные и целые словосочетания. Затем устраиваем соревнование кто придумает больше слов на букву «с» (снеговик, снег, санки); на «в» (ветер, вьюга, варежки) и т. д.

Перечисляя слова, просим ребенка убрать лишнее, например: мороз жара холод стужа; варежки шуба шапка шорты; санки лодка коньки лыжи. У детей постарше можем уточнить, по каким признакам слова разбиваются на группы (температура воздуха, одежда, спортивное снаряжение). Это очень полезное занятие учит ребенка оценивать отдельные качества и свойства, а затем обобщать их.

Далее переходим к образованию множественного числа: зима-зимы, шуба-шубы, не забывая при этом рассказать, что есть слова, которые не изменяются пальто всегда будет пальто, даже если их несколько. Точно так же образовываем и новые слова. Что? Снег. Какой? Снежный. Что? Холод. Какой? Холодный. Так ребенок играючи знакомится с некоторыми грамматическими правилами. Если же детей двое, вводим элемент соревнования кто быстрее справится с заданием.

Просто игра

Чтобы ребенок попробовал сравнивать и анализировать, предлагаем ему найти слова, противоположные по значению: шуба купальник, холодно горячо, жарко; снег дождь... Попутно объясняем, почему зимой идет снег, а не дождик, почему реки и озера покрываются льдом, куда и почему улетают птицы, кто из зверей зимой не спит, почему декабрь первый месяц зимы, а в году последний. Загадываем друг другу загадки о снеге, морозе, елке, снеговиках... Объяснив, как сложно добывать пищу зимой, покормим птиц, рассказывая, что снегири любят сало, а синички рябину... Поговорим о том, что происходит с деревьями, какие из них не теряют листвы. Просим ребенка подумать, какой работой люди могут заниматься только зимой (уборка снега, посыпание тротуаров песком).

Отличный прием для развития памяти: произносим слово «зима», просим ребенка повторить его; добавляем слово «сугроб» малыш произносит оба слова в той же последовательности; затем «нанизываем» слова еще и еще сколько ребенок сможет их упомнить. Если так тренироваться каждый день польза будет обоюдная: ваша память тоже станет лучше.

Главное, не заставлять малыша учиться ведь мы просто играем, втягиваясь в процесс познания сложных вещей.