Выбираем агентства!

Похоже, только миллионер может позволить себе быть безработным. А остальным - прямая дорога в агентства по подбору персонала, наиболее приличные из которых подбирают персонал для своих клиентов, не беря ни копейки с соискателей.

"Итак, в вашем доме раздался звонок. "Меня пригласили на собеседование!" - радуетесь вы, озаряя улыбкой квартиру, пританцовывая у гардероба и вселяя оптимизм в потерявших уже было надежду домашних. "Какая-нибудь фирма?" - интересуется муж, устроившийся на работу к приятелю. "Нет, агентство по подбору персонала", - гордо ответствуете вы и замечаете на лице своего любимого скептическую ухмылку. "Ах, агентство... Ну-ну", - единственное, что вы слышите от своего благоверного.

Позвольте, а где же ободрение типа рекламного: "У тебя все получится. Ты справишься!" Нет его и не предвидится, ибо ваш драгоценный, в свое время досыта наобщавшийся с разнообразными агентствами, выработал стойкий пессимизм в отношении этих заведений.

"Письма лично на почту ношу..."

Итак, вы ищете работу. Естественно, что еще работающим, но стремящимся сменить поле своей трудовой деятельности, несколько проще хотя бы технически. Почему? Да просто потому, что массовый "посев" резюме можно производить из пока еще своего офиса по факсу или электронной почте. А если вы уже "человек с улицы"? Тогда вам остается лишь уповать на доброту ваших друзей, пускающих вас к себе на работу воспользоваться факсом или посидеть за компьютером, или, "поскребя по сусекам", оплачивать подобные услуги, оказываемые почтовыми отделениями или теми же агентствами по подбору персонала.

Чего, к примеру, стоят замечательные рекомендации "работных" газет о том, из какого почтового отделения с большим удовольствием разошлют ваши факсы! Как говорит один мой знакомец, "все это - просто песня!".

Представьте: в ближайшем почтовом отделении работают две престарелые "связистки" и почтальон, который, собственно, и отсылает эти самые факсовые сообщения. Причем только тогда, когда не разносит почту и пенсии, не болен, не обедает, не озабочен делами крайней государственной важности. Иными словами, на все это удовольствие вам выделяется примерно час. Сколько факсов можно отослать таким образом при низкой скорости факс-аппарата, скверном качестве телефонной линии и цене - около 5-7 рублей за минуту? Один? Два? А если нужно как минимум пятьдесят? А если больше, согласно рекомендациям опытных работоискателей? Представили?

За один раз (я попробовала!) получается что-то около десятка отсылок - под бормотание типа "вот ходют тут всякие, ходют..." и громкий крик в трубку: "Ахенсво? Тута у миня факса... Примите? Чо?" Реакцию человека на другом конце линии, я думаю, можно представить без труда.

Про то, как послать электронную почту - отдельный разговор. Несмотря на то что на окошке висит объявление, предлагающее услуги почтового отделения по работе с электронной почтой, все не так просто. В идеальном случае - примут дискету и тут же отошлют. В худшем же - сначала пошлют... по адресу того почтового отделения, где работает Интернет, где есть человек, набирающий эти тексты на компьютере (в обязательном порядке и, как вы понимаете, небесплатно), а потом уж ваш текст отошлют тоже, между прочим, за деньги.

Дисконтная карта в подарок безработному

Похоже, только миллионер может позволить себе быть безработным. А остальным - прямая дорога в агентства по подбору персонала, наиболее приличные из которых подбирают персонал для своих клиентов, не беря ни копейки с соискателей.

Другие же сразу скажут, сколько и за что они берут (тогда бегите от них сразу - не должны они этого делать!), а кое-кто из них предложит вам дополнительные - платные, конечно, - услуги, как-то: помощь в составлении резюме, распечатка, рассылка резюме в день обращения (в Москве это может стоить в среднем от 200-300 рублей), размещение резюме в Интернете. За 4-часовой тренинг на тему того, как беседовать с работодателем, не допустить ошибок и добиться успеха с вас могут запросить около 500 рублей. Правда, в данном случае, не совсем ясно, о каком работодателе идет речь: о нанимателе вообще (тогда, наверное, имело бы смысл послушать, хотя в любой "работной" газете подобные рекомендации публикуются) или о конкретном нанимателе - клиенте агентства. В последнем же случае брать деньги за ту информацию о компании, куда агентство представляет кандидатуру соискателя, - как минимум нарушение профессиональной этики, ибо агентство просто обязано рассказать вам, куда и к кому вас направляют. А для самых безнадежных, которых агентам не удалось никуда пристроить, существует такая услуга, как повторная рассылка (тоже за деньги и с периодичностью примерно раз в месяц). На этом фоне особенно умилительно выглядят предложения типа "Фирменная дисконтная карта в подарок".

Ваши документы?

Тот, кто хоть раз общался с агентствами, знает - являться к ним следует с набором документов. У вас попросят паспорт, трудовую книжку, резюме, заполненную анкету с указанием вашей почти "интимной" информации: место жительства, прописки (регистрации), контактные телефоны. В анкете же может еще попасться вопрос о наличии машины, о зарплате на предыдущем месте работы... С одной стороны, это понятно. Рекрутер не станет работать с "котом в мешке" и рисковать своими отношениями с клиентом, предлагая ему неизвестно кого. С другой же стороны...

По мнению представителей солидных рекрутинговых агентств, отмена лицензирования данного вида деятельности открывает широкие перспективы различного рода аферистам, тем самым дискредитируя и саму профессию, и ее представителей. Иными словами, отличить действительно серьезное агентство от любителей быстрых денег теперь будет весьма затруднительно. Раньше наличие у агентства соответствующей лицензии хоть как-то могло успокоить его посетителей. А так фактически любое агентство (за исключением, пожалуй, действительно серьезных и давно известных) тоже является неким подобием "кота в мешке" - особенно для соискателя, ищущего работу впервые.

Пожалуй, можно посоветовать оценивать агентство "по одежке" - месторасположение, интерьер, персонал, время ожидания менеджера, пригласившего вас на встречу, полиграфическое исполнение анкет и грамотность предлагаемых вопросов. Однако на объективный результат, согласитесь, рассчитывать не приходится и остается вспомнить нехитрую истину "Кто не рискует, тот не пьет шампанского!", особенно памятуя о том, что соискателям ни одно из рекрутинговых агентств никаких гарантий не дает, поскольку их клиентами, к сожалению, являемся не мы.

Субъекты субъективизма

Нехитрую истину "Встречают по одежке, провожают по уму" знают, полагаю, все. Однако профессиональные психологи полагают, что она верна лишь наполовину (это я по поводу костюма для собеседования и внешнего вида офиса). Другая же половина... Все участники "трио" - и ищущие работу, и сотрудники кадрового агентства, и потенциальный ваш работодатель - субъективны. Вы входите в двери офиса - и вас оценивают по внешнему виду. Если вы заполняете анкету, что называется, "на коленке" в коридоре - все, считайте, что ваше отношение к конкретному агентству уже сформировано, пусть даже в нем работают действительно профессионалы. Ну а если не повезло, и нарвались на, мягко говоря, неспециалистов - ваши шансы тоже снижаются, не говоря уж о трате времени на визит к псевдорекрутерам.

Претендентов зачастую оценивают, основываясь на первом впечатлении, причем каждый последующий кандидат на вакансию сравнивается с предыдущим. А если рекрутер не выспался, ему хочется в отпуск, у него болит зуб? Понятно, что вы в этом не виноваты, но... Тогда собеседование зачастую превращается в пустую формальность и трату сил как ваших, так и представителя агентства. Хотя, конечно, по-настоящему квалифицированные рекрутеры стараются этого не допустить.

Ну а уж если попадется профан... Кстати, возвращаясь к вопросу о рекрутерской лицензии. Ее наличие было хорошо тем, что давало хотя бы некоторую гарантию того, что с вами будет работать специалист, способный оценить вас по достоинству. Среди многочисленных документов, необходимых для получения лицензии на деятельность по подбору персонала, агентства были обязаны предоставить - цитирую Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" - "сведения о квалификации работников соискателя лицензии".

А вообще неправильно организовавшее работу агентство знающий себе цену специалист определит с ходу. С 40-летним специалистом в области компьютерных технологий никогда не пошлют беседовать человека значительно моложе его по возрасту или плохо владеющего проблематикой. Подобные несоответствия психологи называют "нарушением постулатов о тождестве, об общей памяти", и, следовательно, конструктивного диалога, скорее всего, не получится, а значит, и не получится контакта с работодателем, до которого вас просто не допустят. И, может быть, зря.

Виды кадровых агентств

1. Компании, специализирующиеся на подборе высшего руководящего состава и эксклюзивных специалистов

Такие компании крайне редко публикуют свои объявления о вакансиях, а занимаются поиском кандидатов напрямую ("охота за головами"). В основном главная задача таких компаний - выявить и попытаться переманить сильного кандидата, который сам не ведет активного поиска работы.

2. Агентства по подбору персонала (рекрутинговые агентства)

Услуги этих агентств оплачиваются компаниями-работодателями, никакой платы с соискателей не берется. В основном рекрутеры выполняют заказы на подбор руководителей среднего звена, специалистов и офисного персонала. Чаще всего поиск кандидатов ведется через собственную базу данных и объявления о вакансиях в СМИ (включая Интернет). Реже поиск осуществляется через учебные заведения и опубликованные мини-резюме кандидатов.

3. Агентства по трудоустройству

Занимаются платным трудоустройством граждан и заключением с ними договоров на обслуживание. Так же, как и рекрутинговые агентства, публикуют через СМИ рекламу своих услуг и объявления о вакансиях. Как правило, специалисты высокой квалификации в агентства по платному трудоустройству не обращаются.