Отец пластической хирургии

на печать

Кто не знает о докторе Диффенбахе?
Он самый лучший доктор из всех,
Он возьмёт твою ногу или руку
И сделает тебе новый нос и ухо.

В середине XIX века новые достижения хирургии сделали возможным развитие современной пластической хирургии, предпринимающей первые попытки восстановления форм лица и тела. Пластические операции, во время которых пациенты подвергались болезненным и опасным процедурам, приобрели массовых характер. Берлинский пластический хирург Иоганн Фридрих Диффенбах (1792-1847 гг.), считающийся центральной фигурой хирургии лица XIX века, писал в 1834 году, что “человек без носа вызывает ужас и отвращение, люди склонны воспринимать деформацию его лица как Божью кару за его грехи".

Разделение болезней, а если говорить точнее, последствий таких болезней, на “заслуживающих” наказания и “не заслуживающих” его представляется мне очень странным. Как будто все люди, обладающие нормальными носами безупречны! Никто не спрашивает пациента, потерял ли он нос в результате падения балки или из-за золотухи или сифилиса”.

Пластический хирург Диффенбах частично использовал методы, применяемые Кляйном на бедняках. В начале XIX века Диффербах проводил операции по восстановлению утерянных частей тела, включая нос, которые являлись главным объектом его деятельности в качестве пластического хирурга. Он открыл новый метод исправления формы носа: при помощи внешних удалений он поднимал слишком плоские или вдавленные и уменьшал слишком большие носы.

Доктор Диффенбах также практиковал операции по полной реконструкции носа для восстановления как функциональных способностей, так и внешнего вида. Но он не представлял себе, как можно удалить все следы болезни и лечения – в любом случае останутся видимые шрамы, предостерегающие здоровых людей воздерживаться от необдуманных контактов с носителями венерических заболеваний. Но после операции больные сифилисом будут испытывать меньше неудобств по поводу своей внешности и будут меньше чувствовать себя изолированными от общества.

Диффенбах также предлагал использовать золотой протез для исправления впалого носа. За всю свою практику доктору удалось провести лишь одну подобную операцию с внедрением протеза из золота. Пациентом оказался человек, который потерял переносицу, болея сифилисом, от которого он пытался излечиться всеми возможными способами, даже при помощи ртути. Как и в случае с пациентом доктора Кляйна, операция, проведённая Диффенбахом, прошла успешно. Даже несколько разрезов, сделанных около носа, удивительным образом не испортили естественного внешнего облика пациента. Однако вскоре вставленная переносица стала смещаться то на одну, то на другую сторону, и в итоге провалилась в носовую пазуху. Её пришлось закрепить с помощью пересадки нескольких участков кожи, прикрывших сделанные ранее надрезы на носу.

Диффенбах редко обсуждал детально психологический аспект проводимых им пластических операций по восстановлению частей лица и тела. Например, он писал, что однажды к нему на приём пришла восемнадцатилетняя девушка из Польши, у которой было такое обезображенное лицо, ужаснее которого он никогда в жизни не видел. По его словам он “пришёл в ужас, увидев перед собой мертвеца, потому что было очень сложно представить себе живого человека с таким обезображенным лицом”. Её лицо было полностью деформировано туберкулёзом. Он взялся за её лечение, пересаживая участки кожи, взятые с плеча, на лицо, и спустя полгода после успешной трансплантации он сделал окончательные коррективы, придав носу естественную форму. “Успех такой операции вернул этой несчастной пациентке радость жизни, теперь она могла смело общаться с людьми, ходить в театры, закалывая цветок в своих волосах, эта девушка покинет Берлин в самом лучшем расположении духа”. После этой успешно проведённой операции о докторе Диффенбахе узнал весь Берлин. Люди на улицах распевали про него песни:

Кто не знает о докторе Диффенбахе?    
Он самый лучший доктор из всех,
Он возьмёт твою ногу или руку
И сделает тебе новый нос и ухо.

Популярность пластического хирурга Диффенбаха росла с каждым днём не только из-за его неординарных хирургических способностей, это было очевидно, но и потому, что в своей практике он применял специфические методы восстановления утраченных частей тела пациентов. Девушка из Польши, которую оперировал Диффенбах, чувствовала себя сравнительно хорошо после операции, принимая во внимание тот факт, что очень многие пациенты умирали в результате занесения инфекции во время таких процедур. Например, в 1828 году в статье, опубликованной Жаком Лисфранком (1790-1847 гг.), описывался случай, когда пациенту пересадили участки кожи, взятые со лба, чтобы восстановить нос после сифилиса, а на тринадцатый день после операции он скончался от сепсиса. Все эти операции проводились до открытия антисептиком и анестезии. Рассматривая подобные операции с точки зрения новых изобретений XIX века, они проводились в ужасающих условиях, в очень короткие сроки, нанося пациенту как физический, так и моральный ущерб. В сознании людей существовали определённые суеверия, связанные с утратой носа, поэтому больным с таким диагнозом приходилось прибегать к хирургическим вмешательствам. С появлением в последней трети XIX века антисептических средств и анестезии, появилась возможность проведение не только тех операции, которые были необходимы для восстановления физиологических способностей человека, но даже таких, на которые люди шли добровольно. Появилась тенденция перехода от операций по восстановлению ужасных последствий перенесения венерических заболеваний к операциям по исправлению этнических физиологических особенностей, последствий старения организма и коррекции в области сексуальной анатомии. Такое развитие пластической хирургии продолжалось в течение сорока лет, одновременно являясь результатом всё более разнообразных требований со стороны пациентов и появления новых технических усовершенствований в хирургии. 

Дата выхода статьи: 08.07.2013.
Автор статьи, источник публикации Женский интернет-журнал Женские секреты. Все права защищены. За присланные рукописи, фотоматериалы и за содержание рекламных текстов журнал ответственности не несет. Запрещается воспроизводить полностью или частично статьи, фотографии, опубликованные в журнале SecretWoman.ru без письменного разрешения редакции. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи. Статьи, отмеченные знаком ADV, публикуются на правах рекламы.

Фотогалерея

Новые темы форума